Главная >> Женские секреты >> Психология >> Женщина и христианство

СПЕЦКОР

    Спецкор для женского журнала "Женские штучки"

Рейтинг
7
Жар-пица
 
Root (22)   Женские секреты (27)   Экспресс-рецепты (5)   Салаты (3)   Основные блюда (1)   Десерты (1)   Напитки и коктейли (2)   Постное меню (4)   Домоводство (16)   Правильное питание и Диеты (2)   Cкрапбукинг. Подарки своими руками (23)   Праздники (4)   Полезные советы (7)   Хозяйке на заметку (6)   Интерьер (8)   Терапия без лекарств (24)   Косметика (25)   Мода (17)   Спорт, фитнес (6)   Психология (6)   Мужчина и женщина (9)   Дети (2)   Отношения на работе (3)   Разное (1)   Досуг (8)   Путешествия (11)   Кино, театр (27)   Концерт (12)   Книги (23)   Праздники (3)   Рестораны (7)   Выставки (35)   Юмор (7)   Разное (9)  

Женщина и христианство

назад в список статей

Какова роль женщины в религиозной жизни, и в частности в христианстве? Можно предаваться досужим вымыслам или довольствоваться существующими мифами, использующими стереотипы мышления. А можно обратиться непосредственно к первоисточнику, чтобы понять, насколько известные утверждения соответствуют истине.

Во всем виновата Ева: змей соблазнил Еву, она согрешила сама и соблазнила Адама

Действительно, змей выбрал для искушения из двух людей, прибывавших в Эдеме, именно Еву. Почему именно её?

Ещё до создания Евы, когда Бог сотворил всех животных и Адама, Он привел животных к Адаму, который должен был "наречь имена" животным, то есть придумать им имена. Бог хотел таким образом познакомить Адама с сущностью животных. Чтобы наречь имя, Адам должен был понять каждое животное.

Адам, конечно, знал, что змей "хитрее всех зверей полевых", знал, что нельзя доверять его речам. А потому для своих неблаговидных целей Змей выбрал именно Еву, а не Адама - она младше Адама, у нее нет того опыта общения и знания животного мира, который усвоил Адам. Она доверчива, как ребенок, а как раз ребенка обмануть легче всего.

Ева пала.  Однако падение это еще не было полным, поскольку у неё был муж, которого не решался совратить змей. То есть у Адама была потенциальная возможность уйти от соблазна. Адам мог не есть предложенного Евой яблока, он обладал данной ему Богом свободой воли. Если бы он не съел плода, он спасся бы сам. Возможно, что, обратившись затем к Богу, он мог бы спасти и свою жену.

Каждый из них, и Ева, и Адам, обладали свободой воли. Каждый из них ослушался запрета Бога. Змей не мог насильно заставить их попробовать запретный плод. Сделав свой свободный выбор, оба совершили грех. Однако, кто из них больше виновен в случившемся? Можно ли ответить на этот вопрос? На наш взгляд, – можно, если проанализировать текст первоисточника.

"И сказал [Бог]: кто сказал тебе, что ты наг? не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть? Адам сказал: жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел. И сказал Господь Бог жене: что ты это сделала? Жена сказала: змей обольстил меня, и я ела" (Бытие. 3:9-12).

Обратите внимание на очень существенный момент. Кого, прежде всего, призывает первым к ответу Бог? Бог после свершившегося грехопадения "воззвал" к Адаму. Он задает свой вопрос ему первому, конечно, не потому, что не знает, как и в какой последовательности было совершенно грехопадение, ведь Бог – Всезнающ. Он отлично представляет себе всю историю. Если Бог обращается к Адаму, призывая его первым к ответу, значит, Он полагает, что в первую очередь Адам ответственен за свершившееся.

Кроме того, если бы Бог полагал, что виновна только Ева – только она была бы наказана. Виновны оба - и Ева, и Адам. Оба были наказаны. Утверждать же, что во всем виновата только Ева, по крайней мере, не справедливо.  Если так не считает сам Бог, то кто иной может утверждать это?

Женщина по природе своей греховна

Данное утверждение обычно любят употреблять мужчины. Хотелось бы им напомнить, что человек вообще, и мужчина в частности, изначально созданы двуполыми. Ева создана из ребра Адама: "И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену" (Бытие 1:22).

Значит, в существе Адама потенциально было заложено женское начало, говоря современным языком, в нем уже были базисные женские клетки. Соответственно, Ева получила в наследство мужское начало, в Еву, хотя бы вместе с мужским ребром, попали мужские клетки Адама.

Ученые подтверждают, что в каждом человеке есть мужские и женские клетки. Когда в мужчине преобладает женское начало, о нем говорят -  "женственный мужчина", а про женщину, в которой преобладает мужское начало, говорят "мужеподобная женщина". Так идея двуполости отражается даже в нашем языке.

Мужчина обладает женскими клетками, то есть в его природе содержится и женская природа. Если мужчина заявляет о греховной женской природе, а она в нем содержится, то он таким заявлением свидетельствует о собственной греховной природе.

Так всё-таки, заложен ли грех в природе человеческой?

"И сотворил Бог человека по образу и подобию Своему, по образу Божию сотворил его, мужчину и женщину сотворил их" (Бытие 1:27).

По своему образу сотворил Бог мужчину и женщину. Подозревать заложенный в их природе грех означало бы подозревать наличие греха или зла в Боге. В Боге нет греха или зла. И все его творения лишены зла. Нет зла в животных, нет зла в природе. Никто не подозревает наличие зла в волке или урагане.

Человек - вершина творения. Его Бог создал после того, как был сотворен животный мир. Его Бог назначил владыкой "над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всей землей" (Бытие 1:26). Ева – последнее, и, может быть,  и самое совершенное творение. И в Адаме, и в Еве, как и во всех творениях Бога, нет зла и греха.

Нет зла и в ангелах – они тоже сотворены Богом: "Ибо Им оздано всё, что на небесах и что на земле" (Колосс. 1:16). Ангелы могут быть беспощадны, когда, например, наказывают грешников. Но зло в этом случае содержится не в них и не в наказаниях. Оно содержится в наказуемых.

Нет зла даже в дьяволе. Дьявол ведь тоже из породы ангелов, это ангел, который возгордился, и был низвергнут с небес. Дьявол тоже творение Бога. Вспомните эпиграф, взятый из "Фауста" Гёте, к "Мастеру и Маргарите": "Я – часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо" (по крайней мере, Гёте и Булгаков именно так предполагали).

Материя, тело также не обладают собственным грехом или злом. Стол, дерево, рука, всё тело, органические клетки – к ним нельзя применить понятия добра или зла.

Итак, все творения Бога в природе своей не содержат ни зла, ни греха. Ни женщина, ни мужчина. Грех или зло проявляется у человека только в бессилии обладать свойственным ему благом, в отпадении от него, в результате внутренней борьбы между добром и злом, в результате принятия зла по собственной воле. В этом случае зло материализуется, то есть начинает существовать.

И ведь действительно, тело свое мы ощущаем как противоположность духу лишь тогда, когда оно становится непослушным. В то же время, когда оно нам верно служит, мы просто забываем о нем, не воспринимаем его отдельно от духа, ощущаем полное единение и гармонию духа и тела.

Женщина – это источник соблазна, который приводит к греху

 

Это утверждение есть смысл рассмотреть поэтапно.

 

1. Утверждение первое: женщина – это источник соблазна.

В этом утверждении содержится мысль, что цель создания женщины – соблазн. У Бога, как это увидим из текста, были другие причины для создания женщины. Увидел Бог, что человек одинок и сказал: "сотворим ему помощника, соответственного ему".

 

Бог мог бы сотворить в качестве помощника Адама и мужчину, но Он создал женщину. Поскольку у Бога случайностей не бывает, и Он может творить только совершенство, значит, женщина была необходима для полной гармонии существования человека. То есть женщина создана не для того, чтобы являться источником соблазна.

 

2. Утверждение второе: женщина – это источник соблазна, потому что она возжигает чувственность, которая приводит к греху.

 

Женщине действительно была наделена чувственностью. Но вкладывалось ли в чувственность понятие греха? "И благословил их Бог и сказал им: плодитесь и множитесь" (Бытие 1:8). То есть первой человеческой паре, Адаму и Еве, было дано благословение и заповедь размножения. Заповедь эта дана как норма пола.

 

Наверное, для благоприятного размножения им была придана необходимая чувственность, чтобы притягивать друг друга и вступать в близкие отношения. Скорее всего, они сами не осознавали и не определяли эту тягу как чувственность. Как не осознают этого животные, хотя тяга такая в определенные периоды времени у них присутствует, и предпочтения отдельным особям внутри своего вида они также явно имеют.

 

Заметим, что эта заповедь размножения не связана с грехопадением, потому что дана она  Богом до него. То есть чувственность уже есть, размножение есть, но понятия греха еще нет, потому что не совершено грехопадение. То есть женщина возбуждает чувственность мужчины, но это само по себе еще не приводит к греху.

 

Если женщина вызывает чувственность, которая может привести к греху, не лучше ли вообще избегать женщины

 Есть эпизод в первоисточнике, где обсуждается именно эта тема. В беседе Спасителя с учениками Иисус говорит о том, что Бог создал мужчину и женщину, чтобы "два были одной плотью", чтобы мужчина и женщина были вместе. Он говорит о богоустановленности и нерасторжимости брака как нормы существования двух полов.

Однако, продолжает Спаситель, "не все вмещают слово сие, но кому дано" (Мф. 19:3-6). То есть Он говорит о том, что брак – это норма отношений между мужчиной и женщиной, но не все в состоянии руководствоваться этой нормой. Они не готовы вступать в брак с женщиной. Они не могут совладать с собственной чувственностью, она их пугает. Они не могут внутренне согласиться с ней, оправдать ее, они полны чувством вины и желанием искупить эту вину.

 

Собственная чувственность вызывает у них брезгливость и сознание греховности: "В членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих" (Рим. 7:23-24).

 

Иисус говорит, что для человека, помимо существования в браке, есть три рода возможного безбрачия: "Ибо есть скопцы, которые из чрева матернего родились так, и есть скопцы, которые оскоплены от людей; и есть скопцы, которые сделали себя сами скопцами для царствия Божия. Кто может вместить, да вместит" (Мф. 19:10-12).

 

То есть Иисус указывает три группы людей.

 

Первая группа, о которой говорит Иисус, скопцы "из чрева матернего", то есть скопцы природные. Они не имеют отношения к разбору нашего утверждения, поскольку у них нет чувства вины и греховности. Их плоть не возжигается (ученые в этом случае говорят о пониженном уровне мужских гормонов).

 

По существу, это непарные существа, которые не лишены пола, но не имеют для себя пары, полового дополнения. Это "чин ангельский". Они - девственники от природы, воздержание не тягостно для них, ибо они не чувствуют потребности в половой близости. Соответственно, у них нет и сознания вины, связанной с чувственностью.

 

Такие люди одинаково ровно относятся и к мужчинам, и к женщинам. И в этих отношениях их интересует только духовный мир другого человека. Как правило, они не вступают в брак, живут всю жизнь в одиночку и не оттого, что застенчивы или закомплексованы, напротив, часто они очень общительны, просто они не понимают институт брака, он им не нужен, они самодостаточны.

 

Если же они и вступают в брак, то по соображениям только духовной близости или, следуя традициям. Их отказ от половых отношений не есть духовная осознанная борьба над сексуальностью, а прирожденное половое безразличие.

 

Ко второй группе скопцов относятся "скопцы, которые оскоплены от людей", то есть речь идет о фактическом оскоплении вследствие жизненных коллизий. Они не выбирали, они поставлены в такие условия, когда не могут вступать в какие-либо отношения с женщинами. Это, например, евнухи или ставшие ими в результате полученной травмы.

 

А вот третья группа людей, о которой говорит Иисус, имеет непосредственное отношение к предмету обсуждения. Именно они выбирают осознанно путь аскетического воздержания для борьбы с собственным вожделением, именно они "сделали себя сами скопцами для царствия Божия".

 

Как правило, для этого они удаляются от мира, становятся монахами или избирают институт старчества, что было особенно развито до революции в России (как, например, старец Зосима в "Братьях Карамазовых"). Хотя на самом деле, испытания плоти в монастырских стенах более мучительны, чем в миру, о такого рода страданиях пишет Лев Толстой в своем рассказе "Отец Сергий".

 

Среди многочисленных свидетельств аскетической литературы есть рассказ о старце Авве Пафнутие, к которому явился ангел в тот момент, когда старец решил, что наконец избавился от плотских вожделений. Ангел предложил ему испытать себя: заключить в объятия прекрасную нагую женщину и удостовериться, что покой сердца и членов его останется прежним. Старец, подумав и спросив свою совесть, признал, что его целомудрие не может еще равняться с силой такого испытания.

 

Иисус говорит: " Кто может вместить, да вместит". Человек обладает свободой воли, данной ему Богом. Его задача – распознать свой собственный путь, сделать свой выбор. Трагедия отца Сергия не в том, что он не выдержал искушения, а в том, что он избрал путь, по которому, в силу природы своей, не смог идти.

 

То есть, на том или ином пути, в браке или в безбрачии, опасаться надо не чувственности женщины, грех не на ней, а на том, кто позволил возгореться в себе соблазну. Интуитивно все чувствуют в слове "соблазн" отзвук грехопадения. Грехопадение не было совершено когда-то кем-то. Оно совершается или не совершается, каждый раз, когда человек осознанно делает свой выбор.

 

Женщине не доступны высокие идеи и материи

 

Пришли ученики и нашли Спасителя, беседующего с женщиной у колодца. Ученики были чрезвычайно удивлены, что Он говорит с женщиной, да еще и с Самарянкой, – Самарян иудеи считали превратно верующими. Знали бы, что она, к тому же и грешница (у нее было пять мужей, и все они не состояли с ней в браке), удивились бы еще больше.

 

Они чрезвычайно поражены, но им даже и не приходит в голову поинтересоваться, как правильно замечает это евангелист Иоанн, "чего Ты требуешь? или: о чем говоришь с нею?" А между тем, предмет разговора представляет огромный интерес, например, для нас. Потому что именно в разговоре с самарянкой Иисус впервые называет себя Мессией, Христом. То есть он открывает женщине то, о чем расскажет ученикам спустя долгое время, только на тайной вечери.

 

Существенно и то, что после того, как самарянка рассказала о своей беседе своим согражданам, "многие Самаряне из города того уверовали в Него по слову женщины" (Иоанн 4:39).

 

По закону Моисея, Иисус должен был сказать самарянке, чтобы она привела своего мужа, если Он хотел о чем-то побеседовать. Иисус не делает этого, Он предпочитает говорить с женой, причем не о чем-то бытовом, а о вопросах веры. Он не считает, что ей не доступны высокие материи.

 

Есть и другой эпизод в библии. Пришел Иисус со своими двенадцатью учениками в дом Лазаря. Бегала и суетилась Марфа, сестра Лазаря, - не шуточное дело принять такое количество гостей.

 

Сестра же её, Мария, сидела у ног Иисуса и слушала слово Его. С раздражением Марфа попросила Иисуса попенять сестру. Ответил ей Иисус: "Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у нее" (Лука 10:41).

 

То есть Спаситель совсем не собирается выговаривать Марию, не заявляет о том, что ей не доступны высокие идеи. Он говорит не только для учеников, но и для Марии.

 

Хотелось бы еще отметить, что помимо обсуждаемого утверждения в этом эпизоде показаны также два типа женщин, два женских начала, а может быть, и путь женщины в жизни и христианстве.

 

В миру, как правило, культивируется тип Марфы – хозяйки дома, занимающейся бытом семьи. Церковь, напротив, всегда подчеркивает ценность Марии и противопоставляет её Марфе, особенно в некоторых мистических сектах.

 

Хочется, однако, обратить внимание на то, как именно Спаситель в своем ответе характеризует обеих женщин. Он не осуждает Марию, но указывает, что Мария избрала, хоть и "благую", но всего лишь часть. Часть чего? Марфе же Он предлагает увидеть "благую часть" Марии – это отчетливо понятно из текста.

 

Говорит, что она суетится чрезмерно, заботится о многом, а "одно только нужно". Но не раскрывает, чем именно является это "одно". В Библии случайных, ненужных или необязательных персонажей нет. Марфа и Мария – родные сестры, а не просто знакомые или подруги, но эту же сцену можно вполне представить себе и с незнакомыми друг с другом женщинами, которые случайно оказались рядом.

 

Но это сестры, одна кровь. Может быть, таким образом показаны два начала в женщине и речь идет о некоем единении двух женских начал, необходимых для идеального женского образа? Может быть, это путь для женщины – слияние двух ипостасей, быть одновременно и Марфой, и Марией.

 

Общее в приведенных эпизодах – это то, что Иисус говорит и проповедует для женщин. В первом случае даже более того – свидетельствует через нее, то есть она доносит Его мысли своим согражданам.

 

Женщина неумна – "волос долог, ум короток"

 

Неплохо бы сначала определиться в терминах. Допустим, ум – это умение оперировать абстрактными понятиями. При этом под "умением оперировать" обычно понимается способность делать логические умозаключения. Ученые утверждают, что у мужчин больше развито логическое мышление, чем у женщин, у женщин же больше развито интуитивное мышление.

 

Женщина воспринимает информацию и делает свои умозаключения, часто не используя логику, она бывает алогична. А вот признак ли это глупости – это вопрос. Тем более, если речь идет о вере. Разве веру можно исследовать, понять и принять с помощью логики? Скорее, вера – это то, что принимается ранее доказательств логического характера.

 

Именно логика может подвести, когда речь идет о вере, о некоем прозрении.

 

Архангел Гавриил явился к Захарию, чтобы рассказать ему, что у него родится младенец. Захарий знает, что он стар, что жена его стара и уже "неплодна", поэтому, делая логический вывод, Захарий не может поверить архангелу: "Ибо я стар, и жена моя в летах преклонных" (Лука 1:18).

 

За что и был тут же наказан бедный Захарий возмущенным архангелом: "…и вот, ты будешь молчать и не будешь иметь возможности говорить до того дня, как это сбудется, за то, что ты не поверил словам моим, которые сбудутся в свое время" (Лука 1:20). На глазах у пораженной публики Захарий онемел и заговорил только после рождения младенца Иоанна.

 

А вот что восклицает Елисавета, беременная жена того самого Захария, когда увидела входящую в ее дом Деву Марию и почувствовала, что в животе у нее "взыграл младенец": "Благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего! И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне?" (Лука 1:42).

 

Заметим, что Мария сама только что узнала от архангела, что у нее в будущем родится младенец – Сын Божий, она еще не успела рассказать об этом Елисавете. Еще никто из людей не знает этого. Нет еще Его на свете, не собрались еще его ученики, не проповедовал, не совершал чудес и не воскресал… А Елисавета со своей неразумной головой и развитой интуицией это почему-то уже знает, знает, что пришла та, которая родит Господа…

 

Есть в Библии и другой женский персонаж, который так же, как Елисавета, еще в начале пути Иисуса, до всяких проповедей и свидетельств, видит в нем Господа и объявляет об этом во всеуслышание. Это – пророчица Анна, дочь Фануилова, "достигшая глубокой старости, прожив с мужем от девства своего семь лет, вдова лет восьмидесяти четырех, которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь".

 

Когда родители Иисуса принесли восьмидневного младенца в храм, и она увидела его, то подошла и "славила Господа и говорила о Нем всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме" (Лука 2:37-38). То есть признала в младенце Господа и проповедовала об этом всем.

 

Надо признать, что логическое мышление – это принадлежность все-таки, в основном, западной цивилизации. На Востоке оно не имеет такого первенствующего значения. При исследованиях примитивных  цивилизаций также обнаруживается, что наша логика у них не срабатывает.

 

Например, одного представителя такой цивилизации ученые попросили сделать некоторое логическое умозаключение: "В больших западных городах на улицах не увидишь верблюдов. Берлин – большой западный город. Можно ли увидеть на его улицах верблюдов?". Западный человек ответил бы сразу же – нет. Восточный сказал: "Не знаю". Когда его попросили объяснить, он ответил: "В большой город мог придти человек с верблюдом". Самое удивительное, что он прав. Вот замечательный пример, когда наша логика дает сбой.

 

Людмила Вагурина

Продолжение читайте в следующей статье "Женщина и ее роль в христианстве"





Сообщить об ошибке, нарушении правил
 
 

 
Комментарии (0)





 

 
 









     

"Денежные подарки"    Авторские подарки    Ангелы    Батик: шелковые платки    Браслеты    Броши    Бумага для скрапбукинга    Бусы    Вазы для цветов    Галстуки    Галстуки    Головные уборы    День Святого Валентина    Дипломы    Для фотографий    Доски разделочные    Ёлочные игрушки ручной работы    Женские штофы    Закладки для книг    Зеркала необычные    Игры, головоломки    Карнавальные маски и новогодние колпаки    Книги    Колье    Кольца    Комплекты    Кристаллы Сваровски    Кристаллы Сваровски    Кулоны, подвески    Магниты    Материалы для скрапбукинга    Медали    Мягкие игрушки    Мягкие игрушки    Наборы для скрапбукинга    Нагайки    Настенные композиции, тарелки    Настольные сувениры    Новогодние мешки и носки для подарков    Новогодние мягкие игрушки    Новогодний текстиль    Обложки для документов и визитницы    Обложки для паспорта кожаные    Обложки для свидетельства о рождении и свидетельства о браке    Ордена подарочные    Открытки    Панно на коже, коврики    Панно, ключницы    Печати    Платки (до 1500 руб)    Платки и шарфы    Платки, палантины, шарфы    По знакам зодиака    Подарки на 23 февраля    Подарки на 8 марта    Полотенца и сумочки в упаковке в виде пироженных    Посуда    Разное    Разное    Разные мелочи    Ремни, пояса    Серьги    Символ 2014 года - Лошадь    Сумки для мам JU-JU-BE    Сумки модные JU-JU-BE    Сумки, портмоне    Сырные доски    Тапочки - мягкие игрушки    Текстиль    Трусы и футболки прикольные    Удостоверения к орденам    Украшения для скрапбукинга: цветы, буквы, брадсы    Упаковка в банку    Упаковка подарков    Фартуки прикольные    Фартуки прикольные    Фигурки    Фигурки животных    Флешки подарочные, внешние аккумуляторы    Часы    Штофы, аксессуары    Эксклюзивные платки    Эксклюзивные штофы    Ярославская майолика